29.04.2021
Издание CRN/RE подводит итоги года на рынке ПК. В статью включена выдержка из выступления на Merlion Digital Day Сергея Кочепасова, директора по развитию бизнеса компании iRU.
Издание: CRN
Автор: Максим Белоус
«Эра пост-ПК наступает», — говорили они. «Никому больше не нужны громоздкие дестктопы», — говорили они. «Стационарный компьютер в распределённом офисе? Нонсенс!» — говорили они. И вот, пожалуйста: стоило немного ослабнуть вызванным пандемией ограничениям на свободу перемещений, как народ потянулся в магазины, онлайновые и офлайновые, за настольными компьютерами. Именно что «народ»: корпоративные клиенты, по мнению аналитиков, предпочитали в 2020 г. всё-таки ноутбуки. Однако благодаря росту спроса на высокомаржинальные игровые станции общее состояние российского рынка стационарных ПК в минувшем году можно расценивать как позитивное.
Ускользающая статистика
Аналитические агентства нередко избегают публикации полных данных по исследуемым сегментам ИТ-рынка, что с коммерческой точки зрения имеет вполне очевидное обоснование. Однако поставки за первый квартал ковидного 2020-го — со всеми его остановками китайских фабрик, заякорением в портах контейнеровозов и т. п. — вышли, судя по всему, настолько провальными, что в открытой печати нам не удалось обнаружить более или менее внятных данных по отгрузкам настольных ПК в России с января по март прошлого года.
По второму кварталу 2020-го данные о российском рынке настольных ПК от IDC в открытой печати уже имеются. Всего в Россию за этот период было поставлено около 1,49 млн настольных и портативных компьютеров, что на 30,1% больше показателей аналогичного периода 2019 г., причём доля потребительских моделей десктопов выросла на 6% по сравнению с I кв. 2020-го. Суммарные же поставки настольных ПК (потребительских и коммерческих) во II кв. прошлого года увеличились на 1,6% год к году и составили 432 тыс. единиц. Аналитики указывают, что наибольшей популярностью среди форм-факторов пользовались моноблоки, а первая пятёрка вендоров по объёмам поставок настольных ПК в Россию во II кв. 2020 г. выглядела так: HP, Lenovo, Acer, iRU, Dell.
Агентство ITResearch, оценивая уже продажи (sell-out) настольных ПК за тот же период, говорит о величине в 640 тыс. единиц, что на 1,5% меньше, чем было реализовано в РФ во II кв. 2019-го. Как видно, реализация десктопов за второй квартал почти в полтора раза превысила объём их поставок, что свидетельствует о подлинно ажиотажном спросе на эти средства цифрового производства (а также коммуникаций и организации досуга — что в период локдауна приобрело особую актуальность).
Всё дело в том, что недостачу по коммерческим поставкам скомпенсировал рост отгрузок домашних ПК. Ведущий эксперт ITResearch Дмитрий Шульгин прямо указывает: «Особенно это коснулась „старших братьев“ ноутбуков — десктопов-моноблоков (AIO)». Поставки моноблочных ПК за II кв. 2020 г. выросли на 30%, а их вклад в общий сегмент десктопов увеличился до весьма ощутимых 15%. Всего же за первое полугодие было продано 1,4 млн настольных ПК (из них почти 180 тыс. — AIO.), так что год к году рынок десктопов вырос за первые шесть месяцев 2020-го на 17%.
Эксперт подчёркивает: «Здесь сказался вклад первого квартала, который был очень хорош». Насколько скромными бы ни были поставки настольных ПК в первом квартале, продажи их за тот же период — в том числе за счёт фактически выметания накопленных прежде складских запасов на всех уровнях канала — обеспечили чрезвычайно завидный рост этого сегмента ИТ-рынка. По данным ITResearch, лидером продаж настольных ПК в России по итогам II кв. стала компания HP. В первую пятёрку также вошли (в алфавитном порядке) Acer, Depo, iRu, Lenovo. Вместе лидирующая группа реализовала 42% всех десктопов в России. Передовиками же по продажам AIO стали — также в алфавитном порядке — Acer, Apple, Dell, HP и Lenovo. <…>
Как говорил в ходе ноябрьской конференции Merlion Digital Day Сергей Кочепасов, директор по развитию бизнеса компании iRU, в 2020 г. корпоративные пользователи столкнулись с двумя вызовами: как в стрессовой ситуации сохранить бизнес действующим — и как сделать его ещё более эффективным: «Когда всех заперли по домам, тех „компьютеров“, которые уже были практически в каждой семье, оказалось недостаточно. При этом многим было важно купить именно компьютер. Работать с большим количеством таблиц, с разными источниками данных и т. д. на ноутбуке неудобно: большой монитор, удобные клавиатура и мышка реально помогают повысить эффективность. А вот рабочий кабинет дома есть далеко не у каждого — поэтому встал вопрос не только покупки, но и размещения техники. Все это привело к повышению спроса на ПК в компактных форм-факторах. Второй сегмент, показавший хорошую динамику — моноблоки. Их покупали и домашние пользователи, и корпоративные, и госсектор». <…>
Урожайный год
Подводя результаты 2020 г., IDC отметила, что в IV кв. поставки настольных ПК в России снизились на 8,4% относительно прошлого года, составив 517 тыс. единиц. В первой пятёрке вендоров по итогам года в целом — примечательная перемена: по сравнению со II кв. поменялись местами занимавшие третье и четвёртое места глобальный и отечественный вендоры соответственно, так что теперь табель о рангах в этом сегменте ИТ-рынка по объёмам поставок выглядит так: HP, Lenovo, iRU, Acer и Dell. В целом (с учётом ноутбуков) за минувший год в РФ было поставлено 5,9 млн единиц ПК, что на 11,6% больше уровня 2019-го.
Продажи настольных ПК, отмечает ITResearch, выросли в РФ за весь год на 12,2%, до 3,49 млн единиц, из которых целых 1,14 млн были реализованы в IV кв. Эксперты зафиксировали — впервые за много лет — рост сегмента домашних игровых компьютеров, особенно заметный на фоне неустойчивого состояния корпоративного спроса на настольные ПК. После почти полного затухания в период самоизоляции коммерческие заказчики начали вновь производить закупки десктопов, но бюджеты на эти цели явно не выделялись даже в прошлогодних объёмах.
В итоге присутствие ведущих вендоров в российском сегменте настольных ПК несколько сократилось: во втором полугодии, свидетельствует ITResearch, суммарная доля первой десятки поставщиков опустилась ниже половины рынка, хотя традиционно за последние годы она превышала 50% сбыта. Местами даже ожила самосборка системных блоков силами некрупных ритейлеров, да и в целом и активизировались малые региональные компании. Суммарная же доля зарубежных поставщиков снизилась до четверти рынка. Лидером настольного сегмента в 2020 г. по продажам в РФ стала компания HP; также в тройку лучших вошли Lenovo и iRU. <…>
Осмысливая пережитое
Рынок ПК в наступившем году ожидает масса неопределённостей: новые штаммы и/или волны коронавируса, тренд на регионализацию микропроцессорной индустрии, растущий дефицит чипов, продолжение кризиса контейнерных морских перевозок (привет, Суэц!) и т. п. Неудивительно, что многие российские игроки оценивают его перспективы достаточно сдержанно.
Полная версия статьи с мнениями всех участников (дистрибьюторов, вендоров, аналитиков) – на сайте CRN.